АВТОРЫ
Шантурова М.А., Иркутский филиал «НМИЦ МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава РФ
Сенченко Н.Я., Иркутский филиал «НМИЦ МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава РФ
Современные тенденции катарактальной хирургии предусматривают минимизацию хирургических доступов, разработку не только новых имплантационных материалов и оригинальных моделей ИОЛ, но и более совершенных средств их доставки. Все это направлено на достижение максимального функционального результата и устранение риска инфекционных осложнений.
Настоящим технологическим прорывом в производстве ИОЛ явилась система «Preloaded», когда интраокулярные линзы выпускаются уже заряженными в одноразовые инжекторы. Эта система доставки значительно безопасней традиционных инжекторов, поскольку, во-первых, исключает вероятность неправильной закладки ИОЛ в картридж, во-вторых, предохраняет ИОЛ от механического повреждения в процессе подготовки к имплантации и, в-третьих, что самое главное, исключает вероятность кантоминации интраокулярной линзы и внутренней поверхности картриджа, тем самым значительно снижая риск инфекционных осложнений.
На сегодняшний день в офтальмохирургической практике уже используются несколько модификаций таких систем доставки ИОЛ. Одной из них является модель HOYA (Fully Preloaded), позволяющая выполнять имплантацию через разрез 2,2 мм, что отвечает современным требованиям микроинвазивной хирургии катаракты.
С июня 2012 г. в Иркутском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» выполнено 1 469 имплантаций ИОЛ HOYA «Fully Preloaded» модели «iSert–251» пациентам с различными видами катаракт. Операции и послеоперационный период протекали в штатном режиме.
Хотелось бы отметить некоторые особенности данной системы доставки ИОЛ, которые помогут избежать возможных ошибок, особенно на этапе ее внедрения в клиническую практику.
Транспортировочный кейс с инжектором эргономичен и удобен. Последовательность действий хирурга на этапе подготовки инжектора к имплантации обозначена цифрами, выдавленными на его корпусе, что практически исключает возможность ошибки.
Легкость продвижения ИОЛ и вероятность ее повреждения в процессе имплантации, как показал наш клинический опыт, напрямую зависят от того, каким раствором заполняется картридж. Наиболее эффективным и экономичным при заполнении картриджа является использование комбинации ирригационного раствора (BSS), которым заполняется весь картридж, и адгезивно-когезивного вискоэластика «Discovisc», которым заполняется ложе ИОЛ. А также, учитывая тот факт, что на всех этапах факоэмульсификации мы предпочитаем применять комбинированный вискоэластик, это исключает необходимость расширения ассортимента вискоэластичных препаратов только с целью использования их на этапе заполнения картриджа.
Особенностью следующего этапа является медленное продвижение слайдера и плунжера, что обеспечивает контролируемый процесс складывания ИОЛ. Так, в ходе первых имплантаций быстрое вращение плунжера привело к незапланированному складыванию интраокулярной линзы, когда ведущий гаптический элемент разворачивался и закручивался вправо, что несколько осложнило процесс позиционирования ИОЛ в капсулярном мешке и потребовало дополнительных манипуляций инжектором для разворота ИОЛ.
Таким образом, процесс складывания ИОЛ необходимо проводить под контролем микроскопа, чтобы четко визуализировать положение штока, толкающего оптическую часть ИОЛ при вращении плунжера и убедиться в корректном положении ИОЛ в носике картриджа.
Еще одной особенностью данной конструкции является более острый угол среза и более длинный срез носика картриджа по сравнению со стандартными системами доставки ИОЛ. Для имплантации используется техника «в разрез», техника «wound assisted» в данном случае неприемлема в связи с вышесказанными технологическими нюансами «Preloaded»-системы. При имплантации «носик» картриджа вставляется в разрез таким образом, чтобы его срез был направлен вниз и полностью находился в передней камере глаза. Эти особенности не были учтены нами в полной мере при первых имплантациях, что привело к неконтролируемому выталкиванию картриджа и ИОЛ из разреза и сделало невозможным имплантацию интраокулярной линзы системой «Preloaded». В вышеперечисленных случаях для повторной имплантации мы использовали стандартные картриджи и многоразовые инжекторы.
Хотелось бы отдельно остановиться на самой интраокулярной линзе, которую от ранее существующих моделей моноблочных гидрофобных ИОЛ, имеющих ультрафиолетовый и «blue blocker» фильтры, отличает оригинальный дизайн – элементы из ПММА на концах гаптической части. Благодаря данной конструктивной особенности достигается лучшая визуализация гаптических элементов, отсутствие эффекта их подлипания к оптической части ИОЛ во время имплантации, легкость позиционирования интраокулярной линзы и равномерность натяжения сводов капсулярного мешка.
Результаты
Во всех случаях ИОЛ была имплантирована в капсулярный мешок, в ходе операций каких-либо специфических осложнений выявлено не было, кроме вышеперечисленных случаев, отмеченных на этапе внедрения данной технологии. После имплантации не выявлено дополнительного механического расширения операционного разреза, которое наблюдается при использовании некоторых видов картриджей.
Послеоперационный период протекал ареактивно. У всех пациентов достигнут планируемый функциональный результат.
Таким образом, при соблюдении всех вышесказанных простых условий имплантации, ИОЛ HOYA модели «iSert-251» удобна и безопасна в работе. Позволяет легко, не оказывая стрессового воздействия на операционную рану, проводить имплантацию через разрез 2,2 мм, добиваясь прогнозируемых функциональных результатов.
Не подлежит сомнению, что использование подобных «Preloaded»-систем будет являться ключевым направлением совершенствования технологии имплантации ИОЛ в ближайшие годы.
ИСТОЧНИК
Comments